Перейти к содержанию

Описание системы Vivaldi

ПО «Сервер документов Vivaldi» является частью системы управления документами Vivaldi, которая предоставляет единый интерфейс, дающий пользователям возможность получать доступ к электронным книгам, расположенным в различных организациях, библиотеках и издательствах.

Правообладатели могут размещать свои электронные книги в Vivaldi и полностью контролировать доступ к ним, создавая как бесплатные, так и платные пакеты доступа. Доступ к материалам осуществляется через обширную сеть виртуальных читальных залов, расположенных в ведущих ВУЗах и библиотеках СНГ. Ко всему прочему, в Vivaldi встроена функция защиты от копирования, а статистику использования своих документов можно видеть в режиме онлайн. Всё это позволяет электронным библиотекам предоставлять доступ к своим книгам с соблюдением авторских прав.

Система Vivaldi состоит из следующих крупных компонентов:

  • Центральный сервер:
    • Поиск по массиву документов всех библиотек, для которых настроено индексирование.
    • Учёт финансовых операций в системе.
    • Организация сети Виртуальных Читальных Залов.
    • Система заказов на печать и электронного копирования документов в читальных залах.
    • Управление тарифами читальных залов.
    • Агрегация статистики доступа к документам.
  • Серверы документов:
    • Работа с хранилищем документов – предоставление контролируемого доступа к документам по запросам клиентского приложения.
    • Отображение карточек документов: заглавие и сведения об ответственности, сведения об издании, выходные данные, физические характеристики, стандартные номера и прочее.
    • Сбор статистики о доступе к документам.
    • Управление правилами доступа к документам.
    • Управление тарифами библиотеки.
    • Индексирование хранилища документов. Периодически запускается процедура сканирования хранилища и занесения метаданных документов в базу данных сервера документов.
    • Система федеративной аутентификации пользователей, построенная на стандарте WS-Federation, который поддерживается множеством программных комплексов разных производителей: Microsoft, Oracle, IBM, Novell и других. Суть её заключается в том, что несколько web-приложений (центральный сервер, серверы документов) делегируют проверку подлинности пользователя специальному серверу – серверу федерации. В свою очередь, сервер федерации предоставляет пользователю на выбор несколько способов входа.
  • Клиентское приложение — используется для обеспечения удобного пользовательского интерфейса. Посредством этого приложения пользователи осуществляют доступ к документам: открытие, просмотр страниц, поиск по документу, формирование и выполнение заказов. Часть функциональности доступна через обычный обозреватель Интернет.

Серверы интегрированы друг с другом для обеспечения сквозной работы пользователя в системе. Ниже приведены каналы взаимодействия серверов.

  • Информация о принадлежности рабочих станций читальным залам хранится на центральном сервере, где осуществляется управление читальными залами. Эта информация реплицируется в базы данных серверов документов для того, чтобы при обращении пользователя к документу сервер мог определить факт нахождения пользователя в текущий момент в том или ином читальном зале.
  • При приобретении доступа к документу, сервер документов направляет пользователя на страницу центрального сервера для осуществления оплаты. После оплаты центральный сервер прямым запросом сообщает серверу документов о факте прохождения оплаты таким-то пользователем такого-то пакета доступа. С этого момента пользователь получает дополнительные права на документ.
  • Периодически центральный SQL-сервер импортирует карточки документов из базы сервера документов в центральную базу данных. Эти карточки используются для поиска по всему массиву документов.
  • Периодически центральный SQL-сервер импортирует тарифы на выполнение заказов из базы сервера документов в центральную базу данных. Тарифы библиотек совместно с тарифами читальных залов в совокупности определяют стоимость заказов.
  • Периодически центральный SQL-сервер импортирует статистику доступа из базы сервера документов в центральную базу данных. В центральном сервере статистика используется для вычисления самых популярных документов в системе и для каждого пользователя.